Кодекс этики и служебного поведения сотрудников (далее – Кодекс) муниципального бюджетного учреждения «Расчетно-кассовый центр» (далее – Учреждение) разработан в соответствии с положениями:
— Конституции Российской Федерации;
— Трудового кодекса Российской Федерации;
— Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ;
— Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
— Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», а также основан на общепринятых нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
1. Общие положения
1.1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться сотрудники Учреждения независимо от занимаемой ими должности.
1.2 Каждый сотрудник должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от сотрудника Учреждения поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
1.3. Знание и соблюдение сотрудниками Учреждения положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
2. Основные обязанности, принципы и правила служебного поведения сотрудников Учреждения
2.1. В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ сотрудник Учреждения обязан:
— добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— выполнять установленные нормы труда;
— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
— бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других сотрудников;
— незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
2.2. Основные принципы служебного поведения сотрудников являются основой поведения граждан в связи с нахождением их в трудовых отношениях с Учреждением, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
— исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности Учреждения;
— соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;
— обеспечивать эффективную работу Учреждения;
— осуществлять свою деятельность в пределах предмета и целей деятельности Учреждения;
— при исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
— исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
— соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их деятельность решений политических партий и общественных объединений;
— соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения;
— проявлять корректность и внимательность в общении с гражданами, коллегами по работе, должностными лицами;
— проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессионному согласию;
— воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении сотрудником Учреждения должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету, репутации сотрудника и Учреждению в целом;
— не создавать условия для получения надлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;
— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Учреждения в целом и директора Учреждения, если это не входит в должностные обязанности сотрудника;
— соблюдать установленные в Учреждении правила предоставления служебной информации и публичных выступлений;
— уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Учреждения;
— постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности сотрудника Учреждения;
— противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном действующим законодательством, проявлять при исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционно опасного поведения (коррупционно опасным поведением применительно к настоящему Кодексу считается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц Учреждения, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации.
2.3. В целях противодействия коррупции сотруднику Учреждения рекомендуется:
— вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;
— избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету сотрудника Учреждения;
— доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) непосредственному начальнику;
2.4. Сотрудник Учреждения может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственных учреждениях РФ норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
2.5. Сотрудник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам, должен стремиться быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Учреждении либо ее подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
Сотрудник, наделенный организационно-распорядительными полномочиям по отношению к другим сотрудникам, призван:
— принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
— не допускать случаев принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;
— по возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
3. Антикоррупционное поведение директора Учреждения
3.1. Коррупционно опасное поведение директора является злостным видом аморального поведения, дискредитирующим звание руководителя Учреждения.
3.2. Профилактика коррупционно опасного поведения директора заключается в:
- глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств для назначения на должности руководящего состава Учреждения, учёте соблюдения ими профессионально-этических правил и норм;
- изучении с руководителями всех уровней нравственных основ, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения;
- воспитании у руководителей личной ответственности за состояние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты сотрудников Учреждения;
- предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этических конфликтов, этической неопределённости, вызванных двойными моральными стандартами или двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.
3.3. Директор Учреждения обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
4. Отношение сотрудников Учреждения к подаркам и иным знакам внимания
4.1. Получение или вручение сотрудниками Учреждения подарков, вознаграждений, а также оказание разнообразных услуг (далее – подарков), за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределённости, способствовать возникновению конфликта интересов.
4.2. Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, сотрудник Учреждения попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
4.3. Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, приятельских отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов.
4.4. Сотрудник может принимать или вручать подарки, если:
— это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;
— ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;
— стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
4.5. Получение или вручение подарков в связи с выполнением профессиональных обязанностей возможно, если это является официальным признанием личных профессиональных достижений сотрудника Учреждения.
4.6. Сотруднику Учреждения не следует:
— создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;
— принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц или Учреждения, с которыми сотрудник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;
-передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;
— выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.
Сотрудникам Учреждения запрещается получать в связи с исполнением ими должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения).
5. Защита интересов сотрудника Учреждения
5.1. Сотрудник Учреждения, добросовестно выполняя профессиональные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на дискредитирование деятельности сотрудника Учреждения.
5.2. Защита сотрудника от противоправных действий дискредитирующего характера является моральным долгом директора Учреждения.
5.3. Директору Учреждения надлежит поддерживать и защищать сотрудника в случае его необоснованного обвинения.
5.4. Сотрудник Учреждения в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.
5.5. Сотрудник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя, порочит честь и деловую репутацию Учреждения.
6. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников Учреждения
6.1. В служебном поведении сотруднику Учреждения необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства и своего доброго имени.
6.2. В служебном поведении сотрудник воздерживается от:
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
- курения на территории Учреждения.
6.3. Сотрудники Учреждения призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Сотрудники Учреждения должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с коллегами и гражданами.
6.4. Внешний вид сотрудника при исполнении им должностных обязанностей, в зависимости от условий трудовой деятельности, должен способствовать уважительному отношению граждан к Учреждению и соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает сдержанность, традиционность, аккуратность.
7. Ответственность за нарушение положений настоящего кодекса
7.1. Нарушение положений настоящего кодекса влечет применение к сотруднику Учреждения мер юридической ответственности.
7.2. Соблюдение сотрудниками Учреждения положений кодекса учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.